Растем в Ярославле
18+

Архив новостей

Март
Апрель
Май
Июнь
Август
Ноябрь
Декабрь
Календарь событий
Декабрь 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подготовка к родам

Свободная игра

17.07.2017

 

Ценность игры для детей сложно переоценить. С помощью игры дети разваются эмоционально, физически, умственно. Игра помогает привить социальные навыки, найти друзей и научиться сохранять дружбу.

Все больше родителей замечают, что игры современных детей стали другими. Игры во дворе все чаще заменяются играми на компьютере или просмотром телевизора. Что происходит с детской игрой сейчас?

Представляем вам интервью Ольги Николаевны Калининой,  педагога-психолога высшей категории и руководителя проекта "Оранжерея игры" на тему свободной детской игры.

 

Здравствуйте, Ольга Николаевна!

Спасибо, что уделили время для нашей встречи! При подготовке к интервью мне удалось найти совсем немного информации о Вашем творческом проекте "Оранжерея игры"...

Да, информации немного. (Улыбается) И это сознательно так организовано. Мечтам о проекте, посвященном свободной детской игре, уже несколько лет, но, поскольку у него не было аналогов, то его запуск предполагает несколько подготовительных этапов.

На сегодняшний день "Оранжерее" два года. В течение этих лет были проведены исследовательские работы с участием студентов факультета психологии ЯрГУ, переработаны горы литературы, установлены контакты со специалистами, разрабатывающими проблему особенностей игры современных детей в нашей стране и за рубежом.

И в самом деле, мы оказались на острие науки: современные дети играют слабо, мало, как утверждают ученые – происходит буквально "дистрофия" игры (обеднение, снижение уровня сложности и т.п.). В феврале 2013 года были приняты поправки в Декларации ОНН "О правах ребенка" с призывом защитить детскую игру от исчезновения.

Также в течение этих двух лет в экспериментальных группах для детей разных возрастов апробировались программы, проходили подготовку ведущие. С широкой аудиторией мы встречались в рамках мероприятий, которые осуществляет в городе "Лифт-проект" (День города 2013 и 2014, Большой обед, городские выходные на TEXTIL, фестиваль "Архитектура движения").

Как Вы считаете, в чем причина неспособности современных детей углубиться в игру?

Причин много. Первая – очень простая: взрослые ее не ценят, не понимают ее важнейшей роли в развитии.
Часто на игру нет времени: экран телевизора, гаджеты, развивающие занятия вытесняют игру из жизни ребенка. Даже в детском саду игра присутствует по остаточному принципу: в первую очередь - занятия.

Для игры нужна компания, желательно разновозрастная, нужна подходящая среда, обеспечивающая свободу фантазии, нужны впечатления от реальной взрослой жизни, чтобы на их основе строить сюжет. (Сейчас "немультяшный сюжет в детской игре – редкость, а медиа - некачественная пища для развития игры")

Современным детям чаще всего приходится иметь дело с уже готовыми образами, которые не нужно достраивать: готовые образы из мультфильмов, предельно реалистичные игрушки игрушечная собачка виляет хвостиком, тявкает и прочее. Практически негде тренировать фантазию и символическое мышление.

Без игрушек все равно не обойтись. Как правильно выбрать?

Весной я участвовала в семинарах руководителя Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ професора Елены Олеговны Смирновой. Сразу хочется поделиться, рассказать про все критерии оценки игрушек! Но их очень много, и они разные для разных категорий игрушек.

Предлагаю обращать внимание на такое качество игрушки, как «открытость», то есть возможность ее использования в разных вариантах игры. Например, если ребенок находится в возрасте предметно-манипулятивной игры, то хорошо бы, чтобы с игрушкой можно было совершать не менее 5 различных манипуляций.

А сюжетные игрушки должны давать возможность ребенку наполнять их тем смыслом, который соответствует его сегодняшней игре, или, по крайней мере, открывать простор для фантазии. Если кукла говорит, поет, телефон мигает, говорит тексты — для свободной игры они не очень подходят. Это будет "игра в нажатие кнопочек". Кстати, по оценке специалистов этого центра победителем конкурса "Лучшие игры и игрушки" в 2013 году признана игрушка ярославского мастера Михаила Машинца "Летний домик".

 

Ольга Николаевна, какую роль в досуге ребенка Вы отводите телевизору и гаджетам?

Я считаю, что с освоением технологий ребенок точно не опоздает, поэтому чем позже, тем лучше. Сначала нужно хорошо сориентироваться в реальном мире, а потом осваивать виртуальный. Если они в приоритете, они наносят большой урон развитию игры, а это оборачивается дефицитом в развитии таких интегративных личностных составляющих, как мотивационная и волевая сфера человека.

С печальными последствиями этого перекоса сейчас встречаются многие родители школьников: умненькие, хорошие, развитые дети ничего не хотят, либо, даже если хотят, то не могут заставить себя оторваться от экрана. Мне в психологической практике часто приходится работать с такими проблемами.

 

Современный рынок предлагает родителям развивающие компьютерные игры. Действительно ли они являются развивающими?

Думаю, что не для дошкольников. Наверное старшим детям можно потренировать какие-то навыки с помощью компьютера, например в шахматы поиграть, иностранный язык поучить.

 

Какие задачи Вы решаете на своих занятиях с детьми?

Основная задача — с помощью развития игры уравновесить уклон в сторону раннего интеллектуального развития и виртуальной жизни детей.

Конкретные задачи зависят от возраста. Сейчас проект включает в себя несколько программ.

Например, в группах для мам с малышами до года мы разучиваем много веселых эмоциональных игр, направленных на контакт с мамой, придумываем самые разнообразные способы для развития сенсорной и предметно-манипулятивной игры. На каждой встрече обязательно есть информационный кусочек и игра для мам, чтобы мамы хорошо разобрались в том, что же такое детская игра, ценили ее и лучше понимали своего малыша.

Для детей 3-10 лет сейчас каждое воскресенье работает досуговый проект в Большом кафе "Салат". Его задача — помочь детям почувствовать вкус к игре, "заразиться" ей, получить от других ребят заряд идей для собственной игры.

Для "неиграющих" детей я бы рекомендовала, помимо приобщения к игре в "Салате", регулярное посещение занятий по развитию игровых навыков в микрогруппах. На таких занятиях психолог, отталкиваясь от актуального уровня развития игры у ребенка, поможет ему расширить игровые навыки, например, придумывать сложные цепочки игровых действий, или организовывать пространство для своего сюжета, удерживаться в принятой роли, договариваться с детьми о совместной игре и многое другое. А если эти навыки укрепятся, то и радость от игры у ребенка будет расти день ото дня.

Задача программы "Экскурсии во взрослую жизнь" — знакомство детей с часто скрытой от них настоящей, серьезной частью жизни взрослых, которая называется "работа", иначе им приходится брать сюжеты для игр с экрана телевизора.

Я мечтаю сделать регулярными показы сказок на столе. ( У нас уже есть ряд постановок).Такие простые и красивые спектакли дают детям прекрасный импульс для режиссерской игры.

Часто с помощью игры решаются задачи психологической помощи детям, для меня это очень важное направление в работе - "игровая терапия".

У нас стартовал проект по проведению детских дней рождений, в которых главное — совместное участие семьи в подготовке праздника. Ребенок в том объеме, который позволяет его возраст становится создателем праздника.

Ольга Николаевна, а родители привлекаются к занятиям?

Да, конечно. Дети счастливы, если родители искренне включаются в их игру! Кроме того, я считаю, что родителям нужны знания об игре.

 

Как родители могут создать условия для свободной игры дома?

Выключить телевизор, компьютер. Не нужно бояться скуки — из нее и возникнет игра. Разрешить ребенку сдвигать мебель, дать ткани, коробки, пригласить в гости подходящего партнера для игры. Возможно, поначалу, самим инициировать игру.

 

Многие мамы сталкиваются с тем, что просто сил нет играть с ребенком…

Тут важно не количество времени, а качество. Если мама чувствует, что нет сил, значит нужно придумать для себя возможности восстановления своих ресурсов, позаботиться о себе. Это нормально. Я за то, чтобы ребенок не был в семье «центром вселенной». А вот если силы есть, тогда лучше не буквы учить, а поиграть.

Кроме того, мамины силы можно значительно экономить, если использовать игру в организации эмоционально затратных бытовых моментов, часто вызывающих сопротивление у детей.

 

Как вы формируете группы в "Оранжерее"?

Нам можно звонить по телефону: 66-26-26, писать на Фейсбук и Вконтакте, оставлять свои пожелания об участии в наших мероприятиях. А мы будем приглашать в группы, которые подходят по возрасту, времени и интересам.

Приглашаю родителей заглядывать на странички "Оранжереи игры" в соцсетях и присоединяться к нашим программам. Я уверена, что в Ярославле в скором времени появятся и другие проекты, использующие идею игры в своей работе, и я хочу пригласить коллег к сотрудничеству и обучению в этой области, чтобы делать это действительно качественно.

Желаю всем использовать ресурсы игры для совместной радости, углубления близких отношений с ребенком и развития!

 

 

Читайте также:

Проект "Вся жизнь-игра" -  как с помощью игры занять ребенка в разных ситуациях

Куда пойти с ребенком в Ярославле - детская афиша

Проект "Книги? Да!" - для читающих родителей (обзор книг для детей и родителей)

Подготовка к родам | Родителям | Детский день рождения
Разработка сайта – NeonStudio, 2012