Растем в Ярославле
18+

Архив новостей

Январь
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Календарь событий
Декабрь 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подготовка к родам
Главная » Новости » Гость недели » Ноябрь 2016 г. » Детский нейропсихолог

Детский нейропсихолог

14.11.2016

В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со здоровьем. 

О том, когда родителям стоит задуматься о консультации у детского нейропсихолога, мы спросили директора нейропсихологического центра "Вектор развития" Татьяну Леонидовну Долматову.

 

ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА, ЧТО ЭТО ЗА НАПРАВЛЕНИЕ "НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ"?  И ЧЕМ КОНСУЛЬТАЦИЯ У НЕЙРОПСИХОЛОГА МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНОЙ РОДИТЕЛЯМ? 

Нейропсихология — это наука о мозговой организации психической деятельности человека в норме и патологии. За этим длинным научным определением лежит простая идея о том, что все присущие человеку психические функции (память, внимание, мышление, движение, и многие другие…) реализуются соответствующими отделами и системами головного мозга.

Нейропсихолог - это специалист с высшим психологическим или медицинским образованием, имеющий специализацию по нейропсихологии, а также владеющий особым методом диагностики и коррекции трудностей в развитии, учебе и проблем в поведении детей.

Нейропсихолог расскажет вам, в чем особенности мозговой деятельности вашего ребенка, как сформированы его психические процессы и функции: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются главными и определяющими успешность дальнейшего развития и обучения ребёнка.

 

А В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ РАБОТЫ НЕЙРОПСИХОЛОГА ОТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ИЛИ НЕВРОЛОГА?

Детский нейропсихолог, в отличие от детского невролога, психиатра или психолога не только определит наличие (отсутствие) у ребенка нарушений в развитии мозга, но и определит, в каком отделе мозга они находятся. Расскажет, к каким последствиям в жизни ребенка это может привести, и главное - подробно ответит на вопрос, что нужно сделать, чтобы этого не случилось.

Нейропсихолог взаимодействует как со здоровыми детьми, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, нейропсихологические технологии позволяют оптимизировать процесс обучения. Для таких здоровых детей нейропсихолог может подобрать программу индивидуального интеллектуального развития с целью сохранения здоровья и повышения эффективности деятельности и обучаемости в целом.

Родители здоровых детей могут обратиться к услугам нейропсихолога, если они хотят грамотно помочь своему ребенку восстановиться после болезней и травм, легко освоить дошкольную подготовку и школьные знания, и научить его понимать особенности развития своих психических процессов.

Нейропсихолог работает с детьми, испытывающими трудности в общении с окружающими, обучении, усвоении предшкольной и школьной программы, и имеющими особенности развития (недоразвития) и функционирования нервной системы. Такие дети нуждаются в нейропсихологической работе, которая позволит выявить отклонения развития ребенка и вовремя их скорректировать.

Нейропсихологическое сопровождение рекомендуется и одаренным детям, поскольку одаренность зачастую соседствует с недостаточностью базовых компонентов психической деятельности (истощаемостью, эмоционально-потребностной дезинтеграцией, несформированностью механизмов саморегуляции).

 

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ОБРАЩАТЬСЯ К НЕЙРОПСИХОЛОГУ? НА ЧТО РОДИТЕЛЯМ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

По данным гендиректора Центра психиатрии и наркологии им. Сербского З. Кекелидзе среди дошкольников психические аномальные развития имеют - 60% детей от общего числа воспитанников (Пресс-конференция, посвященная Всемирному дню психического здоровья 9 октября 2015 г.). Здоровый ребенок становится исключением из правил.

Психические и физические возможности современного ребенка оказываются недостаточными, чтобы соответствовать социальным требованиям, которые предъявляют родители и педагоги в школе. Дети стали чаще болеть. Возросло количество психосоматических и аутоиммунных заболеваний, неврологических нарушений. Абсолютно здорового ребенка сейчас найти практически невозможно.

Часто ко мне на прием приходят дети, которым назначены ноотропы и нейролептики, притом без аппаратных обследований (ЭЭГ, МРТ, УЗДГ), но дело в том, что многие нарушения в развитии одними таблетками не лечат (например, СДВГ или дизартрию), да, безусловно, многим детям требуется адекватная медикаментозная терапия, хочется подчеркнуть адекватная, которая позволит подготовить мозг для коррекционной работы, одни таблетки неэффективны.

К нейропсихологу рекомендуется обратиться если:

- Были нарушения беременности (токсикоз, угроза прерывания, отеки, анемия, мало- или многоводие и др);

- Были нарушения родов (ранние роды, малый вес новорожденного, стимуляция родов, быстрые или затяжные роды, кесарево, обвитие пуповиной, асфиксия или гипоксия плода);

- Раннее или позднее развитие ребенка, нарушения речевого развития, моторная неловкость, гипо- и гипертонус, ранний отказ от дневного сна, нарушение засыпания и беспокойный сон, ребенок получал общий наркоз, имеет в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ОНР;

- Ребенок испытывает сложности школьной адаптации, у него плохое чтение (дислексия), плохой почерк, обилие грамматических ошибок (дисграфия), трудности счета (дискалькулия), непонимание условий поставленной задачи, «глупые» ошибки «по невнимательности», неровная учеба, трудности усвоения понятий право-лево, нарушение звукопроизношения;

- У ребенка проблемы с усидчивостью, невнимательность, сложности концентрации внимания, трудности в общении со сверстниками, неумение организовать свою деятельность, медлительность, случаи «выпадения» из действительности («ребенок как будто Вас не слышит");

-Быстрая утомляемость и возбудимость, частые «простуды», аллергия, бронхиальная астма, головные боли, страхи, перепады настроения, сильные эмоциональные реакции;


ЧТО ТАКОЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА? 

Нейропсихологическое исследование является единственным на сегодняшний день валидным инструментарием для оценки и описания состояний психических функций. Пройти диагностику у детского нейропсихолога полезно любому ребенку от 3 -4 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной или детсадовской программы. Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась "школьная неуспешность", которая отразится на всём процессе обучения.

Этот метод дает возможность изучить психику ребенка на разных уровнях ее организации: мозговом, психофизиологическом и психологическом. Детский нейропсихолог в ходе диагностики выявляет те области мозга, которые недостаточно созрели для выполнения "своих обязанностей", что приводит к трудностям в обучении, социальном взаимодействии, проблемам в поведении.

Многие методики, с помощью которых психологи и педагоги обследуют нормальных и аномальных детей, обладают одной общей чертой, все эти методики говорят о том, чего у ребёнка нет и что у него плохо.

Вот приходит ко мне на прием мама 5 летнего малыша и говорит, что воспитательница выявила у малыша низкую самооценку, другому ребенку психолог диагностировала плохую память, третьему – «ужасное поведение» , этот список «негативных характеристик» можно продолжать… Не секрет, что и сегодня у специалистов широко распространены такие методики, и такой подход к ребёнку.

 

Нейропсихологическое обследование направлено на выявление дефекта (состояния) высших психических функций (ВПФ) и его механизмов, а также состояния эмоционально-личностной сферы ребёнка. Однако процедура его такова, что он даёт нейропсихологу, в первую очередь , позитивный портрет состояния личности и ВПФ у ребёнка и показывает его сильные стороны, зону «ближайшего развития».

Уже на стадии обследования положено начало созданию предпосылок для формирования новых мотивов деятельности, новой социальной и личностной позиции ребёнка. Такое обследование позволяет наметить наиболее оптимальные пути и методы предстоящей коррекционно-развивающей работы.

Использование нейропсихологических методов диагностики позволяет оценить не только степень сформированности той или иной психической функции, но и выявить слабые и, что особенно важно, сохранные звенья психических функций, увидеть её компенсаторные возможности.

Нейропсихологическое обследование - это длительный и сложный процесс, включающий в себя самые разные показатели - от наблюдения за вегетативными реакциями, двигательными и поведенческими проявлениями до тестирования конкретных психических функций.

Оно включает в себя: сбор анамнестических данных, исследование двигательных, тактильных функций, объема зрительной и слухоречевой памяти, речи, участия правой и левой руки. Также исследуются пространственные представления (координатные, структурно-топологические, проекционные). Стратегия, когнитивный стиль личности, который проявляется в контакте с внутренним (телесным) и внешним пространством. Рисунок, копирование, письмо, чтение, речевые функции, интеллектуальные и эмоционально-личностные процессы. Соматогнозис – пространство, существующее в пределах собственного тела, взаимодействие с внешним пространством «от тела».

 

Кроме обследования непосредственно самих высших психических функций (ВПФ) –памяти, внимания, мышления, и т.д. большое значение уделяется таким показателям как: гипер- или гипотонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, глазодвигательные функции (конвергенция и амплитуда движения глаз). Пластичность или ригидность в ходе выполнения действия или при переходе одного задания к другому. Истощаемость, утомляемость, колебания внимания и эмоционального фона, вегетативные реакции, аллергии, сбои дыхания, дизритмии, нарушения формулы сна.

Нейропсихологическая диагностика - метод безаппаратный и безвредный, не медицинский, а психологический, ребенку предлагаются определенные задания и упражнения, похожие на тестирование, для дошкольников диагностика проводится в игровой форме. Я провожу диагностику практически всегда в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. Длится процедура обследования от полутора до двух часов ( иногда более), в зависимости от возраста ребенка и того, что выявляется в процессе обследования.

Весь процесс (диагностика и консультация) длится от 1 часа минут до 2 часов.

По итогам обследования проводится консультация с родителем в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации, при необходимости намечается курс коррекционной работы (нейропсихологической коррекции) с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка. Длительность такого курса от 3 до 9 месяцев, в тяжелых случаях, я рекомендую пройти экспресс- курс в Москве на базе научно –методического центра, с которым сотрудничаю.

 

КАКОВА РОЛЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

Многие родители и некоторые педагоги в том числе и частных центров под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать и писать. Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно, облегчит ребенку учёбу в 1 классе, но это не самое важное. Чтение, письмо и счёт- это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения.

Понятие "готовность к школе" – комплексное и многогранное. Обычная программа по подготовке к школе включает в себя:

1. Психологическую готовность к школьному обучению (эмоционально-волевая и мотивационная сфера) - осознание собственных чувств, умение говорить о своих переживаниях, оказание поддержки, овладение навыками расслабления и снятия эмоционального напряжения, умение планировать свои действия, осуществлять самоконтроль.

2. Развитие когнитивных процессов - восприятие, внимание, память, мышление.

3. Формирование начальных школьных навыков (математические представления, письмо, развитие грамотности). Подготовка руки к письму, координации движений, подготовка к обучению грамоте.

Педагоги, логопеды, и даже психологи, до сих пор не берут в расчёт того, что развитие ребенка зависит не только от внешних условий воспитательной и образовательной среды, но и от полноценной работы мозга, его правильного и своевременного формирования и развития.

Сколько угодно учить ребенка читать, считать, писать, но при этом он никогда не будет по настоящему готов, ни школе, ни к жизни, таких примеров среди моих клиентов достаточно! Основные жалобы: у ребенка сменился эмоциональный фон: появилась излишняя агрессивность или пассивность; часто болеет; появилась неуверенность в себе; быстрая утомляемость проявляется либо в слезливости, либо в болезненной неусидчивости; несобранность, не может сесть за уроки; зная правила, не может их применять; присутствует явное нежелание идти в школу; избегает дружить со сверстниками...

Прежде чем строить дом, надо сделать хороший фундамент. Таким фундаментом развития для ребенка является его нервная система, его мозг. Именно его правильная работа будет определять в будущем всю его жизнь - способности, отношения с другими и самим собой, карьеру, интеллект и самое главное - его здоровье.

Нейропсихологическая готовность к школе предполагает: формирование базовых предпосылок письма, чтения и счета; формирование регулятивных функций, например, умение подавить свой аффект (не хочу сидеть 45 минут на уроке, но должен, хочу играть , но надо слушать учителя); накопление банка социальных ролей, чтобы принять ту самую позицию школьника о которой так много говорят психологи.

 

В ЦЕНТРЕ "ВЕКТОР РАЗВИТИЯ" ПРОВОДИТСЯ ТАКАЯ ПОДГОТОВКА? 

Да, с января стартует программа нейропсихологической подготовки «Новая школа». В ходе освоения программы дети научатся не только читать, считать и писать, при помощи специальных нейропсихологических приемов и упражнений мозг наполняется энергией и силой, что помогает ребенку стать готовым управлять психическими процессами.

Программа уникальна тем, что учитывает закономерности развития мозга заложенные природой. А значит, когда ваш первоклассник сядет за парту у него будет достаточно психического тонуса для активной деятельности, будут сформированы психофизиологические предпосылки для быстрого формирования письма и чтения, а эмоциональная сфера будет достаточно устойчива! Это не заумный подход типа "ментальной" математики или "глобального чтения" с 2 лет. Наши специалисты знают, что и как нужно развивать правильно, согласно природе детства, а не то что "модно".

Набор в группы ограничен! Занятия начинаются с января, по мере комплектования, в группах до 8 человек! Индивидуальный подход к каждому ребенку. Курс проводит педагог , филолог, учитель начальных классов высшей квалификационной категории со стажем работы более 15 лет, нейропсихолог со стажем работы 10 лет! Программа состоит из 3 частей и рассчитана на 1,5 года.

Также с мая - июня стартует нейропсихологическая экспресс- подготовка к школе детей 7 лет рассчитанная на 1 месяц. Все подробности о программе можно узнать на презентации. Презентация программы состоится в понедельник 16 января, в 18.30. Запись уже открыта. Будем рады видеть будущих первоклассников.

 

НЕЙРОПСИХОЛОГ МОЖЕТ САМ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ РЕБЕНКА ИЛИ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ ТОЖЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ?

В ходе консультации строиться доверительный диалог с родителями, об имеющихся проблемах ребёнка, даются рекомендации по воспитанию и развитию с учётом мозговой организации ребёнка. Таким образом, родители являются активными участниками образовательного процесса, их заинтересованность заметно улучшает эффективность коррекционно - развивающей работы.

Очень часто родители после нейродиагностики принципиально меняют образ собственного ребенка. Суть проблемы начинает восприниматься по -другому. Только правильная установка родителя совместно с грамотными специалистами приносит щедрые плоды.

 

 

Задать вопросы и записаться на программу в нейропсихологический центр "Вектор развития":

по телефону: 595-688, 8 910 818 55 77

Адрес: г. Ярославль, ул. Собинова, 32/8 (2 эт) 

E-mail: vekrazvitiya@gmail.com

Сайт 

fb.me/vekrazvitiya2016 

Подготовка к родам | Родителям | Детский день рождения
Разработка сайта – NeonStudio, 2012