Растем в Ярославле
18+

Архив новостей

Январь
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Календарь событий
Декабрь 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подготовка к родам

Детский аутизм

28.03.2016

Сегодня мы хотим поднять тему, которая актуальна для небольшой части нашего общества, но интересна для всех - детский аутизм.

02 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма – этот день отмечается ООН с 2008 года и посвящен именно распространению информации об аутизме. Галина Владимировна Омарова не по наслышке знакома с этой проблемой: в детском центре "Муравейник" всегда готовы принять детей с аутизмом и их родителей, чтобы поддержать и помочь им адаптироваться к жизни с этим диагнозом.

 

Добрый день, Галина Владимировна!

Начнем с главного: что такое аутизм?

Проблема аутизма стала обсуждаться широко в нашей стране совсем недавно: стали появляться фильмы, стали издаваться книги, больше информации в Интернете. И это хорошо. Общество должно быть готово к этому. Сейчас речь идет практически об эпидемии аутизма.

Аутизм – погружение человека самого в себя, это крайняя степень самоизоляции. Ребенку-аутисту очень хорошо только самому с собой. Он очень редко чувствует себя комфортно, редко бывает расслабленным и радостным. Характерна крайняя степень несамостоятельности.

Специфика заболевания – ребенок с большим трудом оценивает ситуацию в целом. Очень часто ребенок не понимает, что происходит, особенно в игре. Осознать, почему его ровесники взаимодействуют именно так, аутичному ребенку очень трудно. Например, когда человек плачет, аутичный ребенок чаще всего начинает смеяться…

Аутизм всегда связан с нарушением восприятия. Например, нарушение чувствительности - ласковые прикосновения воспринимаются очень болезненно, сверхчувствительность к звукам, запахам, либо наоборот. Наша речь воспринимается детьми-аутистами как бессмысленный набор звуков. Некоторые из них начинают ее понимать к 5 годам, а многие аутисты так никогда и не осваивают речь. Ребенок не может сказать, что он хочет, и родители вынуждены просто угадывать его желания.

Маме кажется, что ребенок ее не слышит, не испытывает к ней никаких эмоций или наоборот – симбиотически привязан к ней настолько, что не отпускает от себя ни на минуту. Ребенок ничего не отвечает на реплики родителей. Он будет улыбаться, смотря мультфильм. Но маме - никогда. И только через год-два-пять можно пробиться через это.

Но при этом аутичный ребенок не имеет границ в развитии.

Каждый аутист – это индивидуальная комбинация различных расстройств и нарушений. Одинаковых среди нет. У каждого своя картина.
Аутизм нельзя вылечить. Это навсегда…

Причины аутизма не выявлены до конца несмотря на множество проводимых исследований. Это может быть наследственность, генетика, органическая патология во время беременности, кто-то связывает проявление аутизма с вакцинаций. По некоторым данным аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.

 

Когда можно поставить диагноз?

Синдром раннего детского аутизма формируется в 2,5-3 года полностью. И в это время уже можно поставить диагноз.

 

Бытует мнение, что аутисты - очень одаренные люди. Это справедливо?

Это не совсем верно. Большинство аутистов – глубоко больные люди: невозможность освоения речи, полная несамостоятельность, невозможность выполнять элементарные бытовые функции. Они не могут жить одни. И это 70-80% от общей массы заболевания. И только 20% аутистов считаются благополучными: они могут усвоить школьную программу, еще меньшее количество - закончить ВУЗ, и только единицы могут затем работать.

Тем не менее, аутисты очень талантливые в лепке, рисовании, музыке, они очень чувствительны к форме и легко запоминают большие объемы информации.

Как родители других детей могут понять, что сейчас с ними на детской площадке гуляет особенный ребенок?

Дети с аутизмом часто кричат. Для них крик – часто единственный доступный способ выразить свои желания или тревогу. Мама-то понимает, что ребенок хочет что-то сказать этим. А другие люди не знают, начинают оглядываться, смотреть.

И ладно бы просто смотрели! Но на их лицах появляется удивление, осуждение, непонимание и даже ужас. Очень редко встретится человек, который искренне хочет помочь… Чаще всего окружающие проявляют любопытство: а что не так с этим ребенком?

Никто же не думает, что ребенок болен. Первая мысль, что ребенок капризничает, он плохо воспитан, неуправляемый. И никто не подумает о том, как поддержать его родителей в этот момент. Может быть, нужно просто отвернуться, чтобы маме было не так дискомфортно.

Очень любят давать советы. Особенно в замкнутых помещениях, магазинах, поликлиниках (улыбается). Но одно дело помогать родителям здорового ребенка, который плохо себя ведет. Другое дело – родители, у которых настоящая проблема. И своими советами вы делаете только хуже. Я знаю маму, которая гуляет только по ночам со своими детьми или в удаленных местах, где никого нет….

Поставлен диагноз "аутизм". Какой дальнейший путь развития у ребенка?

Вся наша система жизни – она не для аутистов. Но таких детей становится все больше, и закрывать глаза на их существование уже невозможно. На уровне государства решение этой проблемы почти никак не финансируется, все происходит за счет благотворительных организаций, за счет родителей.

Уже давно известно, что детей с аутизмом больше, чем детей с проблемами нарушения зрения и слуха вместе взятых. Но для этих детей есть отработанная система: есть коррекционная педагогика, садики, интернаты, школы, профобразование… Дальнейший путь ясен. Когда поставлен диагноз "аутизм", родителям ничего предложить не могут. Родители сами находят логопеда, дефектолога, физиотерапевта, психолога и так далее.

Мама проходит этот путь одна. И я проходила этот путь одна, когда в 3,5 года стало понятно, что у моего ребенка аутизм. Сейчас я уже пришла к мысли, что надо объединятся и взяла на себя такую функцию – помогать родителям детей с аутизмом информацией, которой у меня много. И консультирую совершенно бесплатно. Любой родитель может написать мне письмо, воспользовавшись специальной формой на нашем сайте.

Пока мы называемся сообществом родителей детей с расстройствами аутистического спектра. У меня есть база специалистов, которые пробуют работать с такими детьми.
На "Ярпортале" есть тема "Особое детство", где можно посоветоваться с другими мамами, просто поделится своими переживаниями и найти людей, которые вас поймут и поддержат.

Если ребенком начать заниматься уже до года, то к школе можно вывести его к социально приемлемому поведению.

В какие дошкольные учреждения попадает ребенок с аутизмом?

Дети с аутизмом плохо вписываются специализированные садики: как для детей с задержкой психического развития, так и для детей с умственной отсталостью. Картина психического расстройства не совпадает. Нужны специально обученные педагоги, а их нет.

Аутичный ребенок плохо работает в группе, к нему нужен особенный подход. Дети не вписываются в режим дошкольного учреждения. Поэтому аутичного ребенка водят в садик скорее по причине необходимости социализации, которая не происходит автоматически. Самое комфортное место для аутичного ребенка – дом. И он с радостью никуда и никогда бы не выходил из него.

Задача родителей аутичного ребенка – показать ребенку, что жизнь не такая страшная, а наоборот может быть очень даже интересной. Окружающие предметы и люди не представляют угрозы. Задача максимум – научить его жить в обществе и быть полезным.

Но самые большие проблемы начинаются в 7 лет, когда ребенку нужно идти в школу. Школа абсолютно не готова к этому. Основная масса детей уходит на домашнее обучение.

Если даже при неимоверных усилиях со стороны родителей и учителей, ребенок с аутизмом окончит школу, дальше все равно дороги нет. Рабочих мест для аутистов у нас в стране не предусмотрено и работодатель не готов подстраиваться под специфику эмоционально-волевых нарушений аутистов. При этом говорят, что в "Майкрософте" работает 10-15% программистов с подобными нарушениями и там используют их сильный стороны и мирятся с проблемными.

Галина Владимировна, как Вы оцениваете возможности интеграционных групп здоровых детей с детьми-аутистами?

Сейчас тема интеграционных классов очень болезненная для нас. Нельзя чтобы дети сидели дома в таком количестве, ведь общество теряет не только ребенка, но и его трудоспособного родителя! Сейчас мы наладили контакт с Институтом коррекционной педагогики РАО. Они приедут к нам в Ярославль и будут заниматься диагностикой детей, которым в этом году нужно идти в школу.

На данный момент у нас в школах нет интегративных классов. Но я очень хочу, чтобы такие классы появились. Сейчас собираю информацию по детским садам, через психологов, родительские организации, и с вашей помощью тоже, о всех детях с диагнозом "" либо "расстройство аутистического спектра", которые 1 сентября 2014 года идут в школу. Мы организуем встречу родителей и детей со специалистами Института.

Они соберут все сведения о детях, затем дадут рекомендации родителям. Затем я планирую внести в Департамент образования предложение о создании подготовительного класса для детей с аутизмом. Я считаю, что сразу из садика в школу их переводить нельзя, они еще не готовы к работе в школе. Нужен этот переходный период.

После посещения подготовительного класса уже станет понятно, может ли ребенок пойти дальше в массовую школу.

Как Вы думаете, родители здоровых детей будут согласны на интеграционный класс?

Основная масса родителей очень негативно реагирует на присутствие особенных детей рядом со своими здоровыми детьми. Но любой родитель нормального ребенка должен понимать, что сейчас он никак не сможет полностью оградить своего ребенка от присутствия таких детей.

В настоящее время все больше и больше становится детей не таких как все, которые плохо вписываются в общую массу.

Если педагог в школе нашел подход к особенному ребенку, проблем в детском коллективе быть не должно. Найти подход можно к любому ребенку, это вопрос квалификации и желания. Любая ситуация, обстановка в группе садика или в классе школы зависит только от профессионализма и мастерства самого педагога.

Неправильно говорить, что ребенок неуправляемый. Это взрослые не знают, как управлять такими детьми.

Если в окружении ваших детей появляется ребенок с особенностями, самое неправильное, что вы можете сделать - объединиться против него. Это не решит ни одной проблемы. Конечно, можно избавиться от этого ребенка, но это не будет плюсом ни вам, ни вашим детям.
Тем самым вы даете им понятие, что от неугодных людей можно избавляться. Вы наглядно продемонстрируете, как надо избавляться от "белых ворон".

В следующий раз эта схема будет отработана на ребенке, который просто чем-то отличается от вашего. Дети – это наше зеркало. Родительская жестокость и непонимание станут его моделью поведения. Если дети объединяются против одного ребенка, значит, взрослые позволили им это сделать.

В школах много детей, у которых нет проблем с поведением, но есть проблемы с учебой. Вот эти троечники - «тихушники» – идеальные напарники для детей-аутистов. Они будут помогать друг другу: ребенок с аутизмом никогда не будет демонстрировать свое превосходство, не будет обижать.

Конечно, так быть не должно: приходят дети в школу 1-го сентября, а им говорят, что будет 3 аутичных ребенка в классе. Это изначально должно быть озвучено и класс должен быть к этому готов, детям и их родителям надо объяснять в чем специфика поведения и как можно избежать проблем, а если они возникли, то как их решать.

В интеграционных классах есть свои плюсы: в этих группах работают только самые сильные педагоги, а количество детей – вдвое меньше обычного класса.

Должны ли родители готовить своих детей к взаимодействию с особенными детьми?

Родители должны готовить своих детей не конкретно к встрече с аутизмом, а к восприятию ДРУГИХ людей: к странным, бедно одетым, замкнутым или наоборот излишне "прилипчивым" – к любым. Ребенок должен научиться думать и понимать, почему этот человек выглядит вот так и ведет себя именно так.

Дети - очень любознательные создания. И они открыто проявляют свое любопытство, могут показать пальцем на сильно толстого мужчину или девушку с кольцом в носу, например. Именно в такие моменты не нужно одергивать ребенка и ругать его за невоспитанность. Объясните, почему этот человек стал таким, подумайте вместе что к этому приводит и что человек хочет этим сказать. Поговорите об этом.

Любого человека нужно просто попытаться понять. И если ему плохо, то поддержать.

Детям – аутистам нужна безусловная любовь всех близких. Несмотря на их внешнюю холодность и отстраненность, им требуется в три раза больше любви и внимания, чем обычным детям. Загнать его в еще большую аутизацию очень легко.

Единственное чувство, которое мы должны испытывать к людям с ограниченными возможностями – чувство бескрайнего уважения. Для них жизнь – каждую минуту борьба. Для маленького испуганного ребенка с аутизмом выход к людям – уже победа. Позвольте своему ребенку быть рядом с аутистом. Поверьте, его мама сама проконтролирует ситуацию.

А родителям особенных детей я хочу сказать, что аутизм – это не конец света и не приговор. И можно и нужно радоваться жизни, воспитывая ребенка с этим диагнозом. Нужно принять своего ребенка раз и навсегда, именно таким, не думая о том, за что вам это, что будет с ним потом, просто принять. Любые ваши усилия не будут напрасными. И рано или поздно он улыбнется и скажет "мама".

 

 

Читайте также:

Донна Уильямс "Никто нигде: удивительная автобиография аутичной девочки" - проект "Книги? Да!"

Иппотерапия  - лечебная верховая езда

Доступный детский Ярославль - интерактивная карта, где обозначены разные интересные места в Ярославле которые доступны для посещения детям в инвалидной коляске

Бассейны для малышей в Ярославле

Куда пойти с ребенком  - детская афиша

Подготовка к родам | Родителям | Детский день рождения
Разработка сайта – NeonStudio, 2012