Растем в Ярославле
18+
Календарь событий
Октябрь 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подготовка к родам
Главная » Новости » Гость недели » Июль 2015 г. » Экскурсия с ребенком: как сделать познавательным поход в цирк, дельфинарий, зоопарк, музей

Экскурсия с ребенком: как сделать познавательным поход в цирк, дельфинарий, зоопарк, музей

13.07.2015

Детский психолог, семейный консультант, автор проекта "Мама-легко! Шпаргалки для мам" и мама 2-х летнего сына Евгения Компанеец рассказала нам, как подготовить ребенка, чтобы экскурсия стала не только развлекательной, но еще и познавательной.

 

Добрый день, Евгения!

Расскажите, пожалуйста, есть какой-то рекомендуемый возраст для ребенка, в котором можно начинать ходить с ним в цирк, зоопарк, дельфинарий?

Дети до 2-2,5 лет очень чутко реагируют на кардинальное изменение окружающей обстановки, появление сразу многих незнакомых людей, на резкие звуки. Поэтому, цирк, большие зоопарки и дельфинарий я советую отложить до достижения малышом возраста 2,5 - 3 лет.

Но даже в этом возрасте следует осторожно вводить ребенка в мир животных и огромный мир людей, чтобы не возникли навязчивые страхи.

Детям до 2,5 лет подойдут больше небольшие зоопарки при фермах или природных музеях, посещение  аквариумов и океанариумов.

И, конечно же, никогда не пугайте малыша животными: вот сейчас тебя  кааак ….укусит/ ударит/накинется и тому подобное.

Достаточно просто научить ребенка с осторожностью относиться к возможным опасностям и способам взаимодействия с животными, чтобы ребенок в зоопарке мог одновременно наслаждаться общением с животными и не кидаться в лапы тигру. (Улыбается)

Получается, к походу в зоопарк и цирк нужно заранее готовить ребенка?

Да, именно так.

Расскажите малышу, куда вы с ним собираетесь пойти, когда, на каком транспорте, что будет происходить в самом месте. Покажите в книжке с картинками, что такое зоопарк или цирк.

Так же можно показать тематические мультики. Например, на тему "зоопарк":   "Крот в зоопарке", "В зоопарке ремонт", "Гирлянда из малышей".

Развивающие мультфильмы Zoo Mix, а на тему "цирк": "Девочка в цирке", "Фунтик в цирке", "Цирк для крошки Смурфа".

Подготовка к любому "выходу в свет" малыша не только делает его более интересным  и запоминающимся, но и снижает вероятность испуга и тревоги у малыша от нового места и происходящих там действий.

А как правильно родителям подготовить малыша к этому событию, чтобы подобная экскурсия стала не только развлекательной, но еще и познавательной?

Для ребенка до 5-6 лет любой поход в зоопарк, музей, цирк и другие интересные места априори является познавательной, он открывает для себя мир с разных сторон, узнает новые слова, новые образы.

Но приложив немного усилий, родители могут сделать такой поход еще более увлекательным, познавательным, запоминающимся и развивающим.

Что же для этого сделать? Например, возьмем наш поход в зоопарк или цирк.

До похода: помимо рассказа о предстоящем пути, нарисуйте вместе карту путешествия, на ней отметьте дороги, знаки, промежуточные пункты. Использовать карту  можно в соответствии с возрастом малыша: от простейшего отслеживания маршрута до выполнения небольших заданий (на какой светофор можно идти, в какую сторону повернуть, отгадай загадку).

По такой карте малыш может выучить новые слова, предлоги, цвета, получить первоначальные сведения о географии, о измерениях. Помните как в мультфильме: "А давайте посчитаем его в попугаях?". Не помню точно цитату.

Еще помимо рассказа по книге и рассматривания картинок по теме похода (изучить животных, сравнить по окраске, величине, узнать, что такое представление, клоун), можно составить список: кого мы хотим увидеть, что будет происходить (чтобы потом отмечать), правила поведения в зоопарке,  можно подобрать стихи по теме, предложить малышу тематические раскраски, "прислать" задания от клоуна или слоника Эльфи.

Попробуйте сделать альбом "Мое путешествие в …" и до путешествия разместить там картинки животных или выступающих персонажей, загадки и стихи. Во время похода в таком альбоме или списке можно отмечать уже увиденное, записывать ответы малыша по заранее составленным вопросам: "Посчитай прыгающих обезьянок", "Какого цвета зебра?", "Чем отличается тигр от льва?", "Чем легче жонглировать?", "Почему медведь не прыгает через кольцо?", "Откуда в шапке клоуна кролик?" и т.д.

Но вопросы задавайте с любопытством, а не проверяющее - оценивающим голосом, конечно! Поверьте, дети порой так удивляют своими размышлениями, что очень захочется оставить в памяти эти "перлы".

После похода в этот альбом можно вклеить фотографии, памятные мелочи (билет, перышко, листик), записать, что больше всего понравилось и запомнилось малышу, кого и что видели.

Интересным вариантом "закрепления" увиденного на экскурсии станет просмотр картинок или карточек, демонстрирующих смысл слов и названий явлений, которые относятся к посещаемому месту. Почитайте стихи, рассказы, а можете даже сочинить свои!

Посмотрите мультфильм и сравните свое путешествие с мультяшным.

Можно построить цирк или зоопарк из подручного материала, слепить самое любимое животное, научиться фокусу. Разучить песню.

Для закрепления интереса  у детей постарше – сделайте тематические подарки: новую книгу про животных (с наклейками) или книгу мага и волшебника (опыты). Главное, чтобы ребенок делал что-то, ведь больше всего запоминается и радует то, что сделаешь сам.

Сколько интересных вариантов!

Евгения, а что посоветовать родителям, если ожидания ребенка не оправдались: он испугался животных или ему просто не понравилось? Стоит ли повторять поход в зоопарк/цирк?

Если малыш испугался всего в целом - места, скопления людей, действий, то следует повременить с повторением таких походов,  потом попробовать альтернативные варианты - мини-зоопарк или просто показ фокусов. В любом случае, стоит спросить ребенка о его предпочтениях и желании.

А если малыш испугался конкретно определенного животного, клоуна, огненного кольца, шуточного взрыва шуточного, то следует проработать этот страх в игровой форме.

Например, "превратиться" в животного и ходить, издавать его звуки, побольше о нем узнать, купить игрушку этого животного и поиграть ею, рычать, скулить и разговаривать на языке этого животного.

Если испугал клоун, то стоит нарядиться вам на глазах у ребенка в смешного клоуна и показать легкий фокус, потом поменяться ролями.  Ребенок испугался огня, начните с маленькой свечки: зажгите и погасите ее, потом безопасно сожгите бумажку, потом сходите на костер на природу, расскажите малышу как получается огонь, и как его безопасно использовать.

Если малыш испугался резкого сильного звука, придется вам лопать на отдалении шарики, предварительно предупредив малыша, что сейчас будет игра "Ба-бах". (Улыбается). 

Если малышу просто не понравилось и его не впечатлил ваш поход, то не отчаивайтесь! У детей  настроения и вкусы очень не устойчивы. В следующий раз просто при подготовке можно использовать что-то другое, связать поход с насущными интересами малыша или просто спросить его, куда и почему бы он хотел сходить.

А что можно посоветовать родителям, которые выбирают экскурсии для ребенка как способ познания окружающего мира?

Детство - это самый активный период естественного познания мира! И ребятам нужны самые разнообразные впечатления, ведь никогда не понятно точно, что им может понравиться, а что нет!

Поэтому чередуйте походы в лес с экскурсиями в музей, прогулки в зоопарк - с посещением планетария, поездку в деревню - с путешествием по Золотому Кольцу, экскурсию на фабрику - с созерцанием красот загородных усадеб.

Еще очень важно учесть, что длительность путешествий однодневных надо соизмерять с возрастом малыша. Если он устанет уже в дороге, ему будет не до познания и радости открытий.

Не стоит так же в один день пытаться уместить обход всего зоопарка или кроме цирка еще пойти в кафе или парк.

Чтобы впечатления "усвоились", запомнились, и осталась живая радость, следует соблюдать меру, не перенасыщать экскурсионный день!

Так же обязательно поговорите с малышом в конце такого насыщенного дня о том, что ему больше всего понравилось, что его удивило, что было непонятно. Таким образом, вы и сохраните близкий контакт с ребенком и поможете ему лучше запомнить этот день.

И, конечно, важно закрепление полученных впечатлений, знаний и интереса. Это можно сделать в виде альбома путешествия, книги на данную тематику, игры (можно придумать самим), просмотр обучающего видео потеме экскурсии, с детьми постарше изучение ресурсов по теме в сети Интернет.

Недавно я запустила свой проект "МАМА-ЛЕГКО: Шпаргалки для мам", где есть основная необходимая информация для будущих и уже мам с детьми от рождения до трех лет в виде статей, памяток, списков, обзоров.

Если говорить про познавательные экскурсии, то там обязательно будет информация, как эффективно устраивать поездки, походы и экскурсии малышам от года до трех, что надо взять с собой, как подготовиться, список мест для посещения и идей познавательного досуга.

Желаю Вам успехов и новых открытий!

 

 

Читайте также:

Тайм-менеджмент для родителей: планирование досуга с детьми

Куда пойти с ребенком - детская афиша Ярославля

Детский гид по Переславлю-Залесскому: музеи для детей

"Детская территория" - проект о детском пространстве в доме

Детский Ярославль - досуг: театры, выставочные площадки, флора и фауна, кинотеатры

Подготовка к родам | Родителям | Детский день рождения
Разработка сайта – NeonStudio, 2012