Растем в Ярославле
18+
Календарь событий
Декабрь 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подготовка к родам
Главная » Новости » Гость недели » Март 2015 г. » Музыкальные занятия с детьми

Музыкальные занятия с детьми

09.03.2015

Зачем заниматься с ребенком музыкой?

Многие родители знают, что музыкальные занятия с детьми воспитывают чувство вкуса, расширяют кругозор, развивают творческое мышление. А как заниматься музыкой с малышами и когда лучше начинать приобщение к музыке?

На эти и другие "музыкальные" вопросы нам ответила Наталья Юрьевна Котюкова - преподаватель ДШИ, член российского педагогического общества Карла Орфа, победитель областного конкурса по использованию Орф- подхода в обучении. 

 

Здравствуйте, Наталья Юрьевна!

Как воздействует музыка на детей? Когда лучше начинать приобщение к музыке?

Музыка – это понятие очень широкое и большое.

Например, человеческий голос - самая важная и доступная музыка. Звук материнского голоса ребенок слышит задолго до рождения, это единственная связующая ниточка между развитием в утробе и жизнью после появления на свет. Он воздействует на малыша всегда положительно.

Наше тело – это тоже музыка! Музыка, которую мы можем сделать и поэкспериментировать со звуками (хлопает в ладоши, шлепает по коленям, топает ногами) без чьей – либо помощи в любых условиях. Это здорово!

А сколько звуков и музыки вокруг нас….! Поет ветер, стучит дождь или шуршат листья.

Надо только захотеть ее услышать и чем раньше, тем интереснее открывать и познавать мир маленькому человечку.

Музыка – один из языков, от которого человек получает удовольствие и радость. Исполняет ли он пусть даже три аккорда или слушает чужое исполнение.

Есть возраст, с которого рекомендуется начинать занятия музыкой?

Конечно, нет! Как любви все возрасты покорны, так и в музыке.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок на всю жизнь нашел эмоциональную, психологическую поддержку в музыке, начинать можно с любого возраста, даже если вы еще только мечтаете, что у Вас будет малыш.

 

С чего начать маме? Какую музыку слушать с малышом?

Во - первых, слушать музыку, которая нравится самой маме.

Я, например, отбираю музыкальные отрывки для работы ориентируясь на: нравится, трогает, вдохновляет. Если нравится вам, то понравится и вашему малышу. Поэтому точных рекомендаций, что нужно слушать, у меня , как у педагога, нет.

В настоящее время существует много литературы, где описывается воздействие музыки на человека: для уменьшения агрессии, для пробуждения, для создания бодрого настроения и т.д , Но для малышей, впрочем как и для взрослых , все очень индивидуально.

Во-вторых, побольше пойте. Говорят, что когда человек поет - он находится в своем естественном состоянии.

 

В чем состоят отличия в занятиях с малышами и детьми старшего возраста?

Конечно, возрастные особенности значат очень много в построении урока. С малышами мы больше исследуем звуковое пространство.

Позже (где-то в 4-х-5 летнем возрасте) ребенок уже осознанно может играть на инструменте, предварительно пропустив через свое тело, простой аккомпанемент к песенке или, например, к « танцу Феи Драже» .

Как проходят уроки для самых маленьких детей в  студии музыки "Вместе с мамой"?

Продолжительность урока – 1 час, один раз в неделю. Он имеет четкую структуру, от которой я стараюсь не отходить.

Бывает такое, что ребенок приходит на урок в ненастроении, и под его влиянием некоторыне малыши могут войти в такое же состояние. Если мне не удается вовлечь большее количество детишек, то я сокращаю или удлиняю ту или иную часть.

Все тайны я раскрывать не могу (улыбается), потому что это мой личный опыт, время и силы. Не принято рассказывать «кухню» урока. Лучше посмотреть и прочувствовать занятие вместе со мной.

Если выделить общие черты, то содержание занятий для детей 1-5 лет будет таким:

- элементарное музицирование (пение, игра на шумовых музыкальных инструментах, ритмические игры);

- движение под музыку и танец;

- речевые и артикуляционные упражнения;

- пальчиковые песенки-игры, игровой массаж;

- сказки для инсценировок, музицирования, общения;

- игры на взаимодействие друг с другом.

Наталья, в программе ваших занятий основное внимание уделяется обучению по методике немецкого композитора и педагога Карла Орфа. Расскажите, пожалуйста, про особенности данного метода.

Я бы назвала это "Орф - подход". Мне он нравится своей многогранностью и является стимулом для профессионального роста и поиска. Урок "по – Орфу" - это хорошо запланированное "импровизационное действо".

В его основе лежит обучение в "действии". Мало сказать: "Делай так!". Надо помочь человеку сделать это самому .

В его подходе движение, речь, музыка существуют едино. Орф-подход направлен на раскрытие музыкальности, креативности и просто человечности.

Начала я использовать этот подход в обучении недавно, поскольку в Россию начали приезжать педагоги из Орф- института каких-то восемь –десять лет назад. Посещение таких семинаров для меня - ценный теоретический багаж.

 

Вы считаете этот подход в обучении музыке самым оптимальным для достижения хороших результатов?

Мой педагогический опыт составляет 24 года. В то время, когда мы могли пользоваться только отечественной педагогической мыслью, я попробовала все. Сегодня, я строю урок не только на Орф-подходе, но и материале российской педагогики, психологии.

Музицирование, импровизация, «забавы в музыку», без овладения нотной грамотой готовит деток к последующему обучению и дает толчок креативному мышлению на годы вперед. Ничего подобного и эффективного из методов я еще не встречала.

Я имею интересную возможность наблюдать развитие ребенка от 1-3 до 10-12 лет.

Сначала они занимаются в ранних группах, потом поступают на отделения школы. Вижу, что «мои» детки отличаются, пусть немного, от сверстников. Горящие глаза, открытость, готовность к любым действиям.

Музыка создает особую атмосферу общения между людьми. Мало того, что я, как педагог несу свои знания, родитель, наблюдая, как ребенок радостно живет в музыке, сам радуется. Здесь получается цепочка: педагог - родитель – ребенок- группа.

У нас бывает 5-7 пар. Выходит - сообщество счастливых людей! (улыбается). А можно продолжить и дальше: семья, друзья, работа …..

 

Некоторые родители, наблюдая за ребенком, делают вывод, что у него нет музыкального слуха, и заниматься музыкой с ним бесполезно. Это заблуждение, что музыкальный слух является врожденным качеством или это действительно так?

Я считаю, что "немузыкальных" людей не бывает. Все способности можно развить.

Родителям ничего специально делать для этого не надо. Просто петь в свободное время играть на каких-нибудь инструментах, слушать, танцевать под любимую музыку, получая от этого удовольствие. Этого уже достаточно для развития первоначального музыкального слуха ребенка.

Родители своими действиями могут показать, что музыка – это здорово! Некоторые родители боятся на занятиях петь, считают что им «медведь на ухо наступил». Я им всегда говорю, что Ваш голос – самый лучший для Вашего ребенка, самый лучший в мире. И если Вы не участвуете в процессе, то что тогда требовать от малыша.

В детско-родительских группах и дома важным является, чтобы родители не говорили: "Давай, сделай!" Только родительским личным примером можно увлечь.

Должны ли родители дома обеспечить ребенка какими-то музыкальными инструментами, чтобы заниматься с ним музыкой?

Если мы говорим о малышах, то музыкальными инструментами прекрасно могут послужить любые баночки, емкости, коробки, бутылочки с крупой, макаронами, орешками.

Даже картофелина в коробке из-под обуви, будет петь свою картофельную песенку!

 

С какого возраста детей принимают в музыкальную школу?

В пять - шесть лет на подготовительное отделение.

 

Как помочь ребенку выбрать музыкальный инструмент для обучения в музыкальной школе?

Если родители поставили задачу дать ребенку музыкальное образование, и по мне это правильное решение, они должны знать, что обычно первые полгода обучения – всегда без инструмента.

Для детей и родителей проводятся открытые уроки и концерты, на которых учащиеся музыкальной школы демонстрируют, как звучат разные инструменты. Ребенок сможет выбрать сам.

До встречи в Музыке!

 

 

Читайте также:

Посещение концертов в филармонии -  как начать знакомство ребенка с миром музыки?

Музыкальное образование в Ярославле - справочник

Куда пойти с ребенком - детская афиша

Акции - благотворительность для детей

Подготовка к родам | Родителям | Детский день рождения
Разработка сайта – NeonStudio, 2012