Растем в Ярославле
18+

Архив новостей

Апрель
Июнь
Июль
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Календарь событий
Декабрь 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подготовка к родам
Главная » Новости » Гость недели » Январь 2014 г. » Педагогика Монтессори: особенности подхода к обучению и развитию детей по методу Марии Монтессори

Педагогика Монтессори: особенности подхода к обучению и развитию детей по методу Марии Монтессори

27.01.2014

Педагогика Монтессори переживает сейчас настоящий  бум. Сегодня окончание школы Монтессори в США стало важным дополнительным фактором при приёме на работу.

Мария Монтессори - первая женщина-врач Италии, совершила революцию в методике обучения детей и стала одним из самых знаменитых педагогов мира. Она, настоящий пионер в своей области, внесла неоценимый вклад в теорию обучения детей.
И несколько раз была номинирована на Нобелевскую премию…

Наталья Татаренкова, Монтессори-педагог и руководитель Монтессори-студии "Алисия", рассказала нам про особенности подхода к обучению и развитию детей по методу Марии Монтессори.

 

Здравствуйте, Наталья!

Каждый второй центр раннего развития заявляет об использовании метода Марии Монтессори. На деле же, заявленные методы обучения оказываются далеки от первоисточника и являются неэффективными. По каким критериям, можно отличить подделки в методе?

В свое время Мария Монтессори создала в Амстердаме организацию АМИ (Association Montessori Internationale) для служения двум целям: защитить работу всей своей жизни в его первоночальной целостности и руководство развитием метода и применением его в интересах детей.

Международная штаб - квартира АМИ и по сей день находиться в Амстердаме. Ежегодно весной там проходят собрания делегатов со всего мира.

Когда Вы приходите в какой-либо центр, в котором занятия ведутся по методу Марии Монтессори, спрашивайте дипломы и сертификаты педагогов. В них должен быть указан возраст детей, с которым может работать педагог. Если это возраст 3-6, то диплом может быть либо Московского центра Монтессори и АМИ-диплом, если это возраст 0-3, то только АМИ-диплом.

В России сейчас проходит АМИ-курс, выпускники этого курса - уникальные специалисты в нашей стране. С дипломом, который они получат, можно работать в любой Монтессори - школе в мире. Одной из студенток этого курса является наш педагог Чеканова Мария.

Также обратите внимание, что группы Монтессори от 8 месяцев до 3 лет вместе с мамой никакого отношения к системе Монтессори не имеют. Во всём мире такие группы обходятся без мам и обязательно соседствуют с группами 3-6, и дети естественно туда переходят.

Такие группы вместе с мамой, связаны, прежде всего, с низкой квалификацией педагогов. Они плохо понимают, что делать с группой таких маленьких детей и снимают с себя ответственность впуская в группу маму.

Это все равно, если бы хирург предложил родителям детей самостоятельно сделать простую операцию по удалению гланд и аденоидов, объяснив предварительно, каким инструментом это делается и что собственно удалять.

На таких занятиях ни о какой самостоятельности и независимости и речи не идёт. Мамы постоянно комментируют работу ребёнка, хвалят его за каждую проведённую им манипуляцию, что приводит к ещё большей зависимости от мамы.

Лучше не водить ребёнка никуда, чем посещать такие группы.

 

В чем отличие традиционного метода обучения детей от метода Монтессори?

Начнем с того, о чем я уже говорила: занятий с мамой по методу Монтессори нет.

На совместных занятиях что происходит? Мама сама все делает за ребенка: дает ему игрушки, хвалит его, комментирует его действия. Постоянное присутствие мамы, её не всегда правильная оценка и комментарии могут привести к зависимости от них.

Традиционные занятия, построены по принципу: "5 минут полепили, 5 минут потанцевали, затем сделали аппликацию". Такой подход не только не приносит пользу детям, но и вреден им. Занятия по такому принципу подходят для детей с гиперактивностью.

Обычно методист выдаёт педагогу план занятия, и педагог, не отступая от него, проводит занятие, не учитывая индивидуаьные особенности ребёнка, его пожелания и настроение. Есть план, и он должен быть выполнен.

Занятия не направлены на развитие концентрации внимания ребёнка. Ребёнок не успевает закончить свою работу, а это очень важно довести до конца то что начали, а у него уже вырывают работу и подталкивают к другому действию, например, - танцевать. А если ребёнок не хочет?

Самое ужасное это когда мамы начинают управлять детьми как марионетками, это не приносит пользы. Если мы хотим чтобы ребёнок запомнил те или иные движения, мы можем их только повторять раз от раза, и ни в коем случае не принуждать ребёнка.

У него должен быть выбор. Он растёт уникальной и независимой личностью.

Метод Монтессори подразумевает стимулирование ребенка к самовоспитанию, самообучению и самостоятельности – воздействие на него с помощью среды. Причем для разного возраста детей создается разная среда в зависимости от потребностей того или иного возраста, а также абсолютно разная подготовка специалистов.

Очень важным отличие от традиционного метода обучения является то, что Монтессори-педагоги умеют признавать свои ошибки перед детьми. Если я ошиблась, я обязательно признаю это. Я не учитель. Я в первую очередь – помощник. Монтессори-педагог не является центром класса.

Этот метод научный. Мария Монтессори изучила детей от рождения как врач, как психолог. Она сначала наблюдала за детьми, а потом получилась методика.

 

Наталья, расскажите, пожалуйста, про особенности занятий возрастных групп в Монтессори-классах.

По возрасту выделяются группы: "0-3", "3-6", "6-12".

Например, метод Монтесори для возраста "0-3" – это занятия, направленные на координацию движений, крупная моторика, развитие речи, упражнения практической жизни.

Детям до 3 лет не важен результат, важен процесс именно в процессе работы строится интеллект, речь, развивается координация движений, координация руки и глаза, мелкая моторика.

Уже давно и во всём мире признанно и доказано, что интеллект строится деятельностью, ребенок учится только тогда, когда сам делает выбор. Готовая и красивая поделка, чаще всего сделанная руками мамы, для ребёнка не важна. Мы должны быть примером для своего ребенка в этом возрасте.

Монтессори-класс охватывает множество зон.

Зона практической жизни имеет особенное значение для маленьких детей. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребёнок учится следить за собой и своими вещами.

Возраст "3-6"  - очень важный период. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии - речевого, сенсорного, социального, двигательного, формирование элементов математических представлений.

В возрасте "6-12" пробуждается и активно используется сила воображения .

И все-таки что-то общее в методике проведения занятий у разных возрастных групп есть?

Конечно. Во-первых, это собственный выбор ребенка, чем заниматься на занятиях.

Всех, кто попадает в настоящий в Монтессори-класс, удивляет, что дети в нём не только самостоятельны, но и свободны. Они самостоятельно выбирают себе деятельность, выбирают время работы с материалом и, если надо, партнёра. После сосредоточенной работы весь материал убирают сами на свои места.

У Монтессори свобода – это не вседозволенность, а защита права ребёнка на индивидуальность, на принятия самостоятельного решения.

Ребёнок воспринимается как личность, имеющая собственное мнение.

Дети из Монтессори-групп без особого труда поступают в школу и учатся в них успешно потому что, имеют внутреннюю мотивацию к развитию, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать своё мнение. Они более дисциплинированы и умеют работать по правилам, которых в группе Монтессори очень много.

На занятиях Монтессори хорошо происходит социализация.

Все материалы для занятий в единственном экземпляре. Если, например, Маша занимается чем-то, а к ней подходит Миша и хочет отнять этот материал, педагог обязательно скажет, что сейчас этим материалом занимается Маша, что Миша должен подождать или взять что-то еще, или он может присоединиться к игре, если Маша не против.

Тем самым, у ребенка воспитывается терпение, наблюдение, и происходит социализация.

Методика Монтессори идет от ребенка, от его физиологии и сенситивных периодов.

(сенситивный период — это период развития нервной системы, когда мозг развивает, оттачивает новую функцию, и внимание ребенка будет захвачено каким-либо материалом или действием. Мария Монтессори сравнивала его с «любовной драмой между ребенком и материалом или деятельностью». Сенситивный период заканчивается, когда новый навык приобретается.- примечание редакции).

Ребенок сам выбирает себе деятельность в зависимости от того, какой у него сейчас сенситивный период.

 

Наталья, занятия по методике Монтессори дают быстрые результаты?

Эта методика не дает быстрых результатов. Но они нам и не нужны.

Некоторые родители после занятий задают вопрос: "И чему ребенок научился? Он не выучил цифры, не знает цвета, не сделал никакую поделку"…

У нас нет задачи, научить ребенка, что три плюс три будет шесть. Задача состоит в том, чтобы ребенок понял само понятие сложения.

Нам не нужно, чтобы ребенок сделал красивую поделку. Ребенок должен просто самостоятельно что-то придумать и сам сделать.

Мы не даем ему шаблонов для этого. Дети делают так, как они видят это, как они хотят сейчас сделать это.

 

В методике Монтессори есть понятие "домашняя среда". Расскажите, пожалуйста, об этом. Насколько это важно?

Это очень важно! Особенно для группы детей "0-3".

Вот посмотрите, что делают родители дома: все приберут, все сами сделают, пока ребенок спит. А когда ребенок проснется, начинают его развлекать с помощью игрушек и книг.

Игрушки детям не нужны до трех лет (улыбается). Игрушки нужны родителям, чтобы реализовать себя как родителя: я покупаю ребенку игрушки! (улыбается) И игрушки нужны производителям этих игрушек. Это бизнес.

Ни в коем случае не захламляйте дом игрушками!

Детям нужно выполнять домашнюю работу. Это такое доверие между ребенком и родителями, когда Вы позволяете заниматься домашними делами вместе с Вами! Вы увидите свет в глазах ребенка.

Дайте Ребенку маленькую швабру, оставьте ее в доступном для него месте. Позвольте ребенку существовать в этом мире без помощи родителей.

Всегда ставьте себя на место детей: дети хотят и могут сами исправлять свои ошибки, мы просто должны создать для этого все условия.

Создайте домашнюю среду, в которой ребёнок не будет чувствовать себя как в стране великанов, а будет свободно жить, расти, развиваться в соответствии со своими потребностями.

Возможно, сейчас Ваш ребёнок ходит по дому и не знает чем себя занять, потому что то, что действительно ему интересно, спрятано от него. Но перед ним есть множество игрушек, которые свалены в огромную коробку.

Чаще всего эти игрушки не несут никакой внешней цели, в них нет изоляции чувств, ребёнка они не привлекают на долгое время, поэтому Вы покупаете и покупаете вновь новые игрушки.

Подробнее о построении домашней среды, об истинных потребностях детей в возрасте до 3 лет можно узнать на семинарах у нас в студии.

Приглашаю Вас!

 

 

Читайте также:

О некоторых простых правилах в Монтессори-педагогике - Гость недели Мария Чеканова

Куда пойти с детьми - детская афиша

Где отметить детский день рождения - обзор

Проект "Детская территория" - проект о детском пространстве в доме

Чем занять ребенка дома, на улице, в дороге

Подготовка к родам | Родителям | Детский день рождения
Разработка сайта – NeonStudio, 2012