Растем в Ярославле
18+
Календарь событий
Октябрь 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Подготовка к родам

Сказкотерапия

16.12.2013

Все мы в детстве читали сказки. Но мало кто знает, что сказками можно лечить.

Сказкотерапия  стремительно набирает популярность. Сказка – первое "научное пособие", с которым дети знакомятся в своей жизни. Еще не умея читать, они уже слышат от родителей сказки, и в его сознании фиксируются сказочные персонажи и способы их поведения.

Встреча с педагогом-организатором, сказкотерапевтом-практиком ГОАУ ДОД ЯО "Центра детей и юношества" Валентиной Алексеевной Савельевой была очень интересной! 

 

Добрый день, Валентина Алексеевна!

Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы! В Ярославле мы смогли найти только одного сказкотерапевта – Вас. Это действительно настолько редкая специальность?

Если говорить об образовании, то действительно, я пока единственный специалист – сказкотерапевт в Ярославле с дипломом основателя этого метода, доктора психологических наук Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой. Базовый курс я проходила в институте сказкотерапии г. Санкт-Петербурга и там же ежегодно повышала квалификацию.

В прошлом году мною было организовано обучение по данному методу, на базе нашего Центра. Его осуществила мастер-преподаватель института сказкотерапии Позднякова Лариса Львовна и семь специалистов получили сертификат сказкотерапевта-пользователя.

Также в прошлом году я прошла первую ступень обучения по подготовке семейных сказкотерапевтов, но уже в Международном институте сказкотерапии (р. Кипр). Всего их три.

Семейная сказкотерапия – очень интересная тема. Очень важное и нужное направление в воспитании ребенка. По окончанию курса, я поняла, что сына я воспитывала не совсем правильно, теперь исправляю ошибки. Ведь женщины и мужчины - это два разных мира. И все должно быть по-разному в воспитании девочек и мальчиков.

В науке сказкотерапия один из самых молодых методов практической психологии. Действительно, 15-20 лет срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

Как Вы открыли для себя метод сказкотерпии?

11 лет в центре существует детско-родительский клуб. Посещали его семьи с детьми разных возрастов. Например, самому младшему было – 2 года, а самой старшей девочке – 12 лет.

И мы задумались: как можно объединить детей с такой разницей в возрасте? Какое занятие придумать для них, чтобы всем было интересно и полезно? И на помощь пришли сказки. Мы их рассказывали, и инсценировали, рисовали, лепили, рассуждали над уроками.

Постепенно мы стали применять сказки к детям с задержкой психического развития, чтобы помочь им справиться с проблемами в обучении. Это работа с их внутренним миром ребенка. Мы поняли, что это тот метод, который необходим таким детям. Позже узнали, что есть возможность обучиться сказкотерапии.

 

В чем же суть метода?

Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии.

С одной стороны, сказкотерапия – это один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая формировать представления о базовых жизненных ценностях и социальной реализации человека. С третьей стороны, сказкотерапия – это язык образов и символов. С четвертой стороны, сказкотерапия – это способ поговорить с человеком о душе.

Уже доказано, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека в большей степени, нежели уровень интеллекта (IQ). Но, не смотря на это, многие родители стараются развивать в детях именно интеллектуальные способности и иногда совсем забывают про эмоциональный мир ребенка.

Сказкотерапия - это просто подарок для развития эмоционального интеллекта.

Сказкотерапия не имеет возрастных границ. Но для каждого возраста – своя сказка.

Для маленьких детей сказки помогут создавать банк жизненных ситуаций. Погружаясь в воображаемый нереальный мир, ребенок активно действует в нем, изменяет его, а затем переносит свой накопленный опыт в реальный мир, преобразуя его. Принимать решения в трудных ситуациях, самостоятельно преодолевать барьеры, верить в силу добра гораздо интересней и легче в роли сказочного героя, чем, будучи просто Васей, Машей или Петей.

Для подростков и взрослых сказкотерапия - это возможность постичь важные уроки, раскрыть внутренние ресурсы и приобрести новые жизненные силы.

 

Что такое "сказка" с точки зрения сказкотерапии?

Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. Через истории передавались знания о мире, о философии жизни, об отношениях людей.

Получается, что сказка – это шифровка, а мы теперь просто расшифровываем эту древнюю информацию и используем в своей жизни.

Например, всем известная сказка «Колобок». Она для всех возрастов подходит. Из нее можно извлечь много уроков и для малышей, и для подростков. Уроки для малышей – слушаться родителей, не разговаривать с незнакомыми людьми, не уходить далеко от дома и т.д.

С другой стороны, Колобок – подросток, который отправился мир посмотреть, себя показать.

В сказке четко показаны отношения Колобка с разными персонажами. На пути он встречал разных зверей (в жизни людей). И не зря все придумано: сначала Колобок встретил зайчика, потом волка, затем медведя, лису. Персонажи как бы росли: зайчик – ребенок, волк – подросток, медведь – взрослый.

А Колобок как со всеми взаимодействует? Одинаково. Всем одну и ту же песенку поет. А попалась Лиса, с которой этот номер не прошел. Так и в жизни. Подростки часто используют одни и те же подходы и к своим друзьями и к взрослым, а в результате попадают в неприятные ситуации.

А для взрослых людей применяется сказкотерапия?

Я уже говорила, что сказкотерапия не имеет возрастных границ. Она замечательно подходит и для взрослых.

Погружаясь в сказку (которая похожа на ситуацию клиента) или работая в песочнице, взрослый абстрагируется от своей проблемы, «поднимается над ней» и ему легче увидеть выход из ситуации и найти правильное решение. Приобретаются жизненные силы, появляется вера в себя и уверенность, что я могу справиться с проблемой. Как в сказке: нет тупиков, а есть три дороги, так и в жизни, нет неразрешенных ситуаций, есть точка выбора.

Для работы со взрослыми подходят разные сказки: художественные и специально написанные авторские сказки.

Например, для массового читателя я бы посоветовала сказки Эльфики. Это сказки, где герои – люди, которые попадают в разные сказочные ситуации. Каждая сказка направлена на решение определенных проблем.

 

Валентина Алексеевна, какие проблемы можно решать с помощью сказкотерапии?

Самые разнообразные!

Это и отношения между родителями, отношения детей и родителей, а также детские проблемы: страхи, капризы и другие.

В сказкотерапии есть разные направления, которые можно использовать для разрешения разных проблем. В клубе, например, мы используем куклотерапию. Мы сами придумываем сказки и шьем куклы – марионетки.

Ездим по детским домам, больницам, школам с интерактивными спектаклями. А еще мне очень нравиться песочная терапия. Песок хорошо помогает снять напряжение, освободиться от негативных чувств, увидеть проблему со стороны и разрешать ее.

Как родители могут использовать сказкотерапию дома?

Обязательно читать детям сказки! И хорошо бы эти сказки разбирать. Находить уроки в сказке – это очень важно.

Ребенок будет запоминать, как поступил тот или иной герой, что за этим последовало, как можно было поступить иначе и так далее. Любой родитель сможет найти нужные уроки в сказке.

А если еще и нарисовать сказку, вылепить героев из пластилина или сшить – это вообще прекрасно! И можно вместе с ребенком придумать свои собственные сказки.

Многие дети могут слушать одну и ту же сказку каждый день. Это нужно делать, т.к. ребенок испытывает потребность в проживании данной ситуации.

Маленьким детям нужно читать сказки, где мало информации и буквально все понятно. Есть конкретный герой и он что-то совершает. Для детей постарше выбирайте сказки, где уже больше информации.

Родители много внимания уделяют интеллектуальному развитию ребенка. Но на самом деле развитие внутреннего мира не менее важнее! Призываю родителей не отворачиваться от эмоционального развития ребенка, а развивать и обогащать его внутренний мир. Перечитывая с ребенком сказки, важно говорить о чувствах героев в разных ситуациях.

Задавайте ребенку вопрос: «А как ты думаешь, что почувствовал этот герой, когда с ним так поступили?» Ребенок, который чувствует людей, знает и понимает их, гораздо легче устроится в жизни.

 

Вы планируете развивать дальше применение сказкотерапии в "Центре детей и юношества"?

В следующем учебном году с сентября месяца у нас планируется открытие студии "Кенгуренок" для малышей от 3-х лет с родителями.

В основе программы лежит песочная терапия и работа со сказкой. Через сказку будем стараться решать проблемы детей: капризы, страхи, нежелание идти в детский сад, спать одному и так далее.

Также, мы планируем включать в эти группы детей с ограниченными возможностями.

Параллельно будет работать родительская группа по программе "Воспитание достойного Наследника", где также будут освещаться вопросы гендерного воспитания детей: как воспитывать мальчиков и как воспитывать девочек.

Запись в объединения начнется в последние числа августа.

Приглашаю всех на наши занятия!

 

 

Читайте также:

Гость недели - интервью наших гостей о детской жизни в Ярославле

Дополнительное образование для детей в Ярославле

Куда пойти с ребенком

Где отметить детский день рождения

Подготовка к родам | Родителям | Детский день рождения
Разработка сайта – NeonStudio, 2012