Растем в Ярославле
18+
Календарь событий
Декабрь 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подготовка к родам
Главная » Новости » Гость недели » Июль 2013 г. » Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду

29.07.2013

В гостях у "Растем в Ярославле" Евгения Игоревна Кац, директор детского развивающего центра "Ступеньки". Мы поговорили с ней о том, как проходит адаптация ребенка к детскому саду.

 

Евгения Игоревна, спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. В жизни почти каждого родителя наступает день, когда он впервые ведет малыша в детский сад. Нужно ли заранее готовиться к этому событию?

Обязательно! Начало посещения детского сада для ребенка, да и для мамы, очень сложный период. Ребенок, поступивший в детский сад, оказывается в совершенно новых для него условиях. Большое количество новых людей, непривычная атмосфера детского коллектива, четкий режим дня, а главное, отсутствие родителей – все это создает стрессовую ситуацию. Но, необходимо отметить, что все дети переживают эту ситуацию по-разному. Одни приходят в сад уверенно, внимательно рассматривают новое место, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие дети ведут себя менее уверенно, больше наблюдают за воспитателем и детьми. Третьи проявляют негативизм, отказываются идти в группу, не отходят от мамы, долго и громко плачут.

 

Чем же объяснить такое разное поведение детей?

Причины могут быть разными, однако главная - недостаток у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно трудно приходится деткам, общение которых было ограничено рамками семьи. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними затрудняют вхождение ребенка в новую жизнь. Поэтому положительный опыт общения «в песочнице» оказывается незаменим для ребенка в этот сложный период. Для этой цели во многих детских садах и детских центрах создаются « Группы адаптации», в которых ребенок приобретает опыт взаимоотношений с детьми и взрослыми. В таком общении ребенок познает себя, границы своих возможностей. Поэтому, чем шире у ребенка практика общения, тем легче он войдет в детский коллектив. В нашем детском развивающем центре «Ступеньки» также работает группа кратковременного пребывания, которая ставит задачей научить малыша вступать в контакт с детьми и взрослыми.

 

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?


Кроме посещения группы адаптации важно еще сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду. Нельзя показывать малышу свои тревоги. Малыш должен видеть, что мама с радостью и гордостью говорит о предстоящем событии, о том, что он уже взрослый, и как папа или мама идут на работу, он пойдет в детский сад. Тем самым мама должна подчеркнуть социальную значимость и важность его новой роли.

Ребенок должен заранее узнать, что такое детский сад. Мама может рассказать ребенку: "Детский сад – это красивый дом, куда папы и мамы приводят своих детей. Там ты познакомишься и подружишься с другими детьми и взрослыми. В саду все создано для детей: тебе понравятся маленькие столики и стульчики, там есть много интересных игрушек. Ты будешь вместе с другими детьми гулять и играть. Утром мы пойдем в сад, а вечером вернешься домой, расскажешь, что у тебя было интересного, а я расскажу, что у меня".

Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, что скоро он начнет ходить в сад. Расскажите ребенку в деталях о режиме детского сада, что и как он будет делать. Вместе с ребенком подготовьте игрушки, которые он сможет взять с собой. Если есть возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателями.

На своем примере продемонстрируйте расположение и дружеские чувства к воспитателю. И никогда не критикуйте воспитателей в присутствии ребенка и не пугайте его детским садом!

 

Когда отдавать ребенка в детский сад?

Думаю, невозможно назвать точный возраст ребенка, в котором будет оптимальным "отрывать" его от мамы: одни дети более общительны и уверены в себе, другие - менее. И все-таки третий год жизни - это период, когда ребенок готов к общению не только с мамой. К сожалению, решение вопроса "когда?" диктуется в большинстве случаев не индивидуальными возможностями ребенка, а суровой необходимостью, когда мама должны выйти на работу.

 

Какие особенности поведения у ребенка возникают в период адаптации? Как долго он может длиться? Как родителям помочь ребенку в этом?

Период адаптации протекает у всех детей по-разному. Мы уже говорили, что процесс это тяжелый и болезненный. В этот период у ребенка могут наблюдаться нарушения сна, аппетита, различные невротические реакции. В самый острый начальный период у мамы порой создается впечатление, что ребенок "развивается вспять", т.е. теряет многие из своих навыков (ухудшается речь, теряются навыки самообслуживания и т.д.).

Естественно, состояние стресса снижает сопротивляемость детского организма и малыш начинает болеть. Процесс адаптации может длиться от одного до шести месяцев. Чтобы максимально облегчить течение адаптационного периода готовиться к нему надо заранее. Эта подготовка включает и психологический аспект, о котором мы говорили, и медицинский. Педиатр даст индивидуальные рекомендации, чтобы поддержать иммунитет малыша в период адаптации, а, возможно, и подготовить его заранее.

 

Какие моменты в поведении ребенка, который начал посещать детский сад, должны вызывать повышенное внимание родителей? Как правильно себя вести при этом?

В первую очередь, это уже упомянутые невротические реакции: тики, заикание, состояние подавленности, или, наоборот, гипервозбудимость. Период адаптации требует от родителей терпения и особого внимания. На период адаптации я могу посоветовать родителям следующее:

- Расставайтесь с малышом легко и быстро. Долгое прощание с тревожным выражением лица, вызовут у ребенка тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

- Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, попробуйте отправлять его в сад с папой или бабушкой.

- Поддерживайте в семье спокойный, бесконфликтный климат.

- Прекратите на время походы в цирк, в театр, в гости. Сократите просмотр телевизора.

- Обязательно сообщите воспитателям о личностных особенностях ребенка.

- В выходные дни дома поддерживайте для него такой же режим, как и в детском саду.

 

Что делать, если проходит время, но ребенок не привыкает к детскому саду: у него проблемы в общении со сверстниками и /или с воспитателями?

Думаю, в этом случае необходима помощь психолога, который изучит индивидуальные особенности ребенка, выявит причины проблем и даст конкретные рекомендации маме и малышу. Такую консультацию можно получить и в нашем центре "Ступеньки".

Мне хочется пожелать родителям, в особенности, конечно, мамам, терпения. От того, насколько вы будете внимательны, терпеливы, последовательны, сможете не поддаться первым эмоциям, как заранее подготовитесь к детскому саду, и будет зависеть результат – насколько быстро ребенок привыкнет к детскому коллективу. И не забывайте, что ребенку гораздо легче оторваться от мамы, когда он уверен в ее безоговорочной любви, когда в первые месяцы и годы жизни мама смогла полностью удовлетворить его потребность в общении и ласке.

Период адаптации – это первая ступенька малыша, преодолев которую он продолжит подниматься по лестнице жизни, обретая новые знания и постигая красоту этого мира. Педагоги детского центра "Ступеньки" готовы помочь малышу проявить свои способности и таланты, а главное – поверить в свои силы. Приходите, и вместе мы отправимся по ступенькам знаний к будущим победам!

 

 

Читайте также:

Частные сады полного дня в Ярославле: все районы города

Страхование детства

Ждем второго ребенка. Во что поиграть со старшим? Спокойные игры для детей

"Детская территория" - проект о детском пространстве в доме

Куда пойти с ребенком

Подготовка к родам | Родителям | Детский день рождения
Разработка сайта – NeonStudio, 2012