Растем в Ярославле
18+

Архив новостей

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Календарь событий
Декабрь 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Подготовка к родам
Главная » Новости » Гость недели » Декабрь 2012 г. » Рисование с малышами

Рисование с малышами

10.12.2012

Потребность в рисовании есть у каждого ребенка. Любой родитель может обернуть процесс рисования в развивающее, познавательное или захватывающее игровое занятие. О том, как рисовать с ребенком дома, что делать, если ребенок рисует на стенах и мебели, как правильно выбрать карандаши и краски, рассказала Елена Юрьевна Курцева - преподаватель творческих курсов.

 

Добрый день, Елена Юрьевна!

Здравствуйте!

 

Какая роль в развитии детей отводится рисованию?

Рисование является очень важной составляющей развития ребенка раннего возраста. Рисование дает возможность раскрыть творческий потенциал детей, а также развить их психические процессы (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

 

С какого возраста можно начинать малыша знакомить с рисованием.

На самом деле, рисовать с ребенком можно уже и с 6 – 7 месяцев. С того момента, когда у него появляется моторная готовность к тому, чтобы научиться держать карандаш или кисточку. Это то время, когда малыш уже научился держать ложку. Поэтому возраст детей, с которыми работают в детском центре «Сема» на уроках рисования, такой ранний. Занятия проводятся для детей от 2-х лет и старше. Тем самым, видя возрастную планку, рушатся стандарты, по которым детей отдают рисовать в художественную школу с 9 лет.

 

Какие задачи ставятся на занятиях по рисованию в вашем центре?

Это зависит от возрастной группы.

В детском центре "Сема" работают три возрастные группы по рисованию: 2-3 года; 3-4 года; 4-5 лет.

В младших группах занятия построены в игровой форме. Ребенок не только рисует, но и играет и познает что-то новое для себя, так как каждое занятие тематическое.

Например, на занятии «Собираем урожай (овощи)» ребенок не только будет рисовать овощи, он познакомится с ними в натуральном виде, потрогает эти овощи, узнает, как они называются и где растут.

 А если занятие носит название «Фрукты. Виноград» то ребенок не только будет рисовать виноград, он его еще и попробует. Все это создано для полноценного и всестороннего развития личности ребенка.

 Как я сказала ранее, занятие построено в игровой форме, для того, чтобы ребенок и не почувствовал, что его чему-то здесь хотят научить, а это игра. И рисование – это есть либо какое-то приключение (ищем кто спрятался в осеннем лесу) или это помощь (достаем перышки птичке).

Все построено на перетекании одной формы игры в другую и при этом идет процесс эстетического и художественного развития.

Дети младшего возраста, в силу своих возрастных особенностей, довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание, сосредотачиваться на чем-то. Заинтересовать детей помогает игровая форма, о которой я говорила ранее, а также разнообразие художественных материалов и техник рисования.

С малышами, как правило, используются нетрадиционные техники рисования. Этих техник существует очень много. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, а также способствуют развитию у ребенка мелкой моторики руки и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, мышления, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе рисования у детей дошкольного возраста формируются навыки контроля и самоконтроля.

В старших группах принцип игры сохраняется, но дети уже больше времени проводят за столами и больше задействуют свое внимание. Здесь задачи уже усложняются. Дети знакомятся с новыми, не основными цветами, учатся смешивать краски и получать новые. Изучают формы и из элементарных форм сами рисуют зверюшек. Например, расположив по разному и разных размеров круги ребенок рисует цыпленка в разных позах.

На занятиях с детьми старшего возраста часто используется техника «тычка» кистью. Этот метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Детям нравится сам процесс (он не сложен) и результат. У них растет уверенность в себе, поскольку они видят, что могут самостоятельно рисовать.

Занятие построено таким образом, что первая половина – это работа с красками, а вторая – это работа с карандашами и фломастерами. Здесь преследуется задача научить ребенка правильно и уверенно держать карандаш, подготовить руку к письму. Где, как не на рисовании в форме игры, это еще можно сделать. Также во время занятий дети знакомятся с элементарными формами рисования.

И самый главный залог успеха уроков рисования для дошкольников – это любовь и внимание к каждому маленькому художнику!

 

А как родителям построить занятия рисованием дома с малышами, которым еще не исполнилось 2-х лет?

В первую очередь, необходимо начать рисовать самой маме. Показать ребенку, что она рисует. Если ребенок заинтересовался, дать ему попробовать. Ребенок, поняв, что в жизни есть такой удивительный процесс как рисование, захочет сам в этом процессе поучаствовать. От вас требуется, чтобы бумага, карандаши и мелки были в доступности: малыш сможет порисовать тогда, когда ему захочется, а не когда захочется маме.

Рисовать можно не только карандашами, но и красками. Лучше, чтобы это были пальчиковые краски или натуральные пигменты (оранжевая краска – сок моркови, бардовая – сок свеклы, красная – сок рябины или малины, зеленая – трава, темный цвет - черноплодка и др.), так как маленький художник обязательно захочет их попробовать. По своему опыту могу сказать, рисовать красками с малышом лучше перед купанием и раздеть малыша до памперсов (трусиков), а если в доме прохладно, то лучше одеть в одежду, которую не жалко. Я акцентирую на этом внимание, так как одежда и страх испачкаться очень часто могут быть сдерживающими моментами в творческом процессе. Рисовать красками с малышом лучше на полу и на большом формате листа (это может быть ватман или длинный кусок обоев).

Чтобы малышу было интересно рисовать и он получал от этого удовольствие, а в этом возрасте это самое главное, обогащайте ваши занятия различными нетрадиционными техниками: рисование штампиками, которые можно сделать из картошки, рисование губкой – ей можно закрашивать большие участки листа, монотипия и др. Ваши первые рисунки не выбрасывайте, вывешивайте на стену и делайте из них выставки для бабушек и дедушек!

Родители должны быть готовы к тому результату, который они будут получать от малыша и не ожидать от него, что сейчас он нарисует реалистичную картину. Для самых маленьких малышей (младше 2-х лет) важен в этом возрасте процесс исследования. Они на этом этапе развития познают и изучают мир, и рисование также будет проявлением этого масштабного исследования.

Сначала для малыша будет открытием то, что от проведенного карандаша остаётся след! Ему будет нравится рисовать каракули и хаотичные линии. Этот этап называется – «стадия марания и каракуль». Предметный рисунок будет получаться, когда у малыша будет фразовая речь, а это бывает к 2-м - 3-м годам. Данный этап условно называется стадией «головоногов». Ребенок на этом этапе рисует кружки, к нему подрисовывает две палочки и утверждает, например, что это - папа или мама.

Но это чуть позже. Вернемся к нашему возрасту – этапу марания и каракуль. Малышу очень нравится все закрашивать, а особенно то, что для него нарисуете вы. Но закрашивает он естественно, выходя за края, по-другому никак и не может быть, и закрашивает так, что от вашего рисунка ничего не остается. И это нормально – это процесс познания мира. Здесь можно предложить малышу закрашивать кистью или губкой вырезанные шаблоны, например, кружочки. Он будет выходить за края, но в конце он все закрасит и кружочки будут цветными. Потом их можно будет приклеить на рисунок новогодней елки.

А вот, когда малыш сам нарисовал много-много каракулей и разных линий и вам очень серьезно объясняет, что у него здесь самолет, и корабль, и трактор с грузовиком, можете порадоваться – скоро появятся предметные картинки!

 

У  многих  родителей  рисующих  детей  возникает проблема: как ребенку объяснить, что рисовать нужно на бумаге, а не на обоях, мебели и на полу?

Чтобы решить эту задачу, надо попытаться объяснить, почему детям нравится рисовать на обоях, на полу, на шкафах.

Шкаф, стена шириной 2 или 3 метра, пол – какое это пространство для творчества, сколько можно папе и маме сказать (нарисовать) на таком огромном полотне, по сравнению с листочком А4! Ну, конечно, такие «полотна» не так просто отмываются, да и стоят они дороже, чем альбомные листочки!

Есть хороший способ и не отбить желание рисовать, и дать возможность выразить ребенку себя и мебель с полом сохранить. Нужно в квартире выбрать удобное и доступное место для малыша и в этом месте повесить большой ватман, а можно два или длинный кусок обоев с обратной стороны. Это будет место, где малыш на больших форматах будет рисовать свои шедевры.

Но просто так сказать – рисуй здесь и нигде больше – этого мало! Надо заинтересовать малыша. Пусть это будет место, где мама будет рассказывать – рисовать сказку, а малыш будет подрисовывать какие-то детали к сказке. Рядом с листом обязательно должны всегда лежать карандаши. Лучше, если это будут мягкие восковые. Можно и грифельные цветные, но самое главное, чтобы она были мягкие.

Таким образом, и ребенка будет своя небольшая творческая мастерская. И обязательно не забывайте менять изрисованные листы на чистый ватман. В моем опыте это помогало, и ребенок не рисовал на стенах и шкафах.

Как  правильно выбрать карандаши, краски для занятий с ребенком? Какие основные требования должны предъявлять родители к выбору?

Сейчас на рынке товаров для творчества представлен их огромный ассортимент.  Зная основные виды красок и карандашей, легко сделать правильную и нужную покупку.

Скажу несколько слов о красках:

Пальчиковые краски. Они очень хороши и удобны для малышей, которые еще не крепко держат кисточку. Ими можно рисовать ладошками и пальчиками. Они легко отмываются и стираются. Сделаны эти краски на водной основе, поэтому они нетоксичны и можно, сказать, даже съедобны. Но ваш маленький художник, попробовав их один раз, в следующий раз не потянет свою цветную ручонку в рот – ему они покажутся не вкусными и даже горькими, по той причине, что производители в состав красок добавляют натуральный пигмент с горьким или соленым привкусом. Эти краски хорошо между собой смешиваются. Ими можно рисовать на бумаге, картоне, стекле.

Гуашевые краски. Обладают хорошей кроющей способностью. Густые. При высыхании светлеют. Разводятся водой. Гуашевые краски имеют большой цветовой спектр. В каких-то случаях их можно использовать вместо пальчиковых красок, так как по ценовой политике это гораздо дешевле.

Акварельные краски. Свойство акварельных красок – легкость и прозрачность. Также разводятся водой. Это экологически чистые и безвредные краски. Тоже представлен большой цветовой спектр. Неудобство представляют наборы при работе с малышами. Так, ребенок хочет порисовать всеми красками, а при смешении всех цветов получается грязь и серость. Поэтому нужно либо закрывать некоторые цвета или покупать акварельную краску в небольших тюбиках и выдавливать нужный цвет и нужное количество в небольшие емкости или на палитру.

Есть еще акриловые краски. Они растворяются водой, быстро высыхают и практически не отстирываются. Они больше уже относятся к профессиональным краскам, как и масляные, которые нужно разводить не водой, а скипидаром, с лаком и льняным маслом.

Если говорить о карандашах, то это простые цветные карандаши. Они не должны быть очень толстыми. Нужно, чтобы ребенку было их удобно держать в руке. Есть небольшие по длине, не толстые и очень мягкие цветные карандаши – это самый лучший вариант для рисования.

Так же есть акварельные карандаши. Нарисовав рисунок, его можно размыть водой и получится акварельный эффект.

Очень удобны для рисования с малышами – восковые мелки. Они не длинные и мягкие.

При выборе творческих материалов родители должны обратить внимание на следующие моменты:

1. Срок годности и производитель.

2. Информация о красках или карандашах должна быть на русском языке. Так вы сможете получить исчерпывающую информацию о покупаемом товаре и приобретете качественный и безопасный материал для творчества.

3. Краски лучше покупать в банках (гуашевые, пальчиковые) – вы сможете нужное количество выложить на палитру и сохранить краску в банке чистой, без примесей другого цвета. Пальчиковые краски есть в тюбиках - ими удобно рисовать контур, а малыш сможет его размазывать пальчиком.

4. Не покупайте ядовито-кислотные цвета! Хоть они и яркие, но могут негативно сказаться на эстетическом вкусе вашего малыша.

5. Краски не должны иметь резкий, неприятный и отталкивающий запах.

6. Показателем качественности краски является однородность красящегося пигмента.

7. Также хорошая и качественная краска будет легко ложится на поверхность и также легко распределяется по ней.

8. Карандаши и мелки должны быть мягкими, то есть при небольшом нажатии оставлять яркий след.

 

Елена Юрьевна, как Вы относитесь к различным методикам психологического тестирования с помощью детского рисунка?

Они помогают лучше и глубже понять внутренний мир ребенка. С помощью этих тестов можно определить, как ребенок относится к своей семье, к каждому из членов своей семьи, какое место он в ней занимает, как у него строятся отношения со своими друзьями, что его беспокоит, и есть ли у малыша какие-то страхи. Тесты могут сказать о многом и родителям могут помочь построить правильно отношения с ребенком или в чем-то ему помочь.

Только тесты могут проводиться с детьми, которые прошли стадии «каракулей» и «головоногов» и уже могут нарисовать человечков с туловищем и головой, а это, как правило, возраст старше 3-4 лет.

Эти тесты обычно проводятся профессиональными психологами, но, я думаю, что и родители, проведя такие тесты – рисунки, смогут их расшифровать и лучше понять своего ребенка.

Анализ идет по цветовой гамме, по деталям, нарисованным на рисунке, по штриху и контурам. Но, все равно, проводя такие тесты, надо учитывать эмоциональное состояние ребенка, его любовь к некоторым цветовым пятнам. Зачастую, если ребенок рисует только черной краской, и она у него преобладает во многих рисунках, это не всегда говорит о его подавленности и тревоги. Просто черная краска, для некоторых детей является самой яркой из цветовой гаммы, и это временный период, когда он рисует только таким цветом.

 

Какие  основные  ошибки  совершают  родители,  пытаясь научить ребенка рисовать?

Первое, наверное, когда родители пытаются заставить ребенка рисовать, а ему этого не хочется и не нравится. Заставлять, ни в коем случае, нельзя! Это может привести к тому, что ребенок не будет брать в руки карандаш и кисть, и рисование у него будет вызывать отторжение.

Все надо делать постепенно. Если ребенок сейчас не хочет рисовать – не заставляйте. Может быть, у него нет настроения или он устал. Предложите в другой раз или начните сами рисовать, а он заинтересуется и подключится к вашей работе. Попробуйте сочинить историю и нарисуйте ее, возможно, малыш, что-то тоже сочинит и дорисует.

Второе – это критика. Критика происходит от того, что родители в первых рисунках ребенка хотят видеть что-то похожее на действительность. Если ребенок приносит свои шедевры и говорит, что здесь у него машины, горы, солнышко, мама и папа, а вы, посмотрев на его каракули, говорите: «Какое же это солнышко? И разве такой может быть машина?» А на кружок с двумя палочками  вы скажете: «Что-то не похоже на маму»,- ребенок расстроится от непонимания и неразделения своей радости. Чтобы этого не случалось, нужно понимать, что ребенок рисует мир не так как его видит, а как его воспринимает. И чтобы деревья были больше похожи на деревья, во время прогулок обращайте внимание на то, как они растут, как веточки на деревьях расположены, что они не все  прямые, а от длинных  растут более короткие ветки.

Третьей ошибкой, как это ни странно, является любовь к аккуратности и чистоте. Если вы очень любите чистоту и аккуратность, то видя испачканные в краске руки, лицо, одежду вашего начинающего художника, вы будете поднимать истерику, ругать его: «На кого ты похож? Да разве так рисуют? И вообще ты испачкал всю мебель!». В таком случае, скорее всего, малыш вскоре поймет, что лучше не рисовать. У ребенка отложится в сознании, что рисовать, это тоже самое, что и пачкаться.

 

Можно ли привить интерес и любовь к рисованию?

Я думаю, что да!

 Главное - не заставлять ребенка, а заинтересовать его изобразительным процессом. Например, самим взять в руки карандаш или кисточку и начать раскрашивать рисунок, а ребенку, если он заинтересуется вашим процессом, предложить раскрасить какую-то деталь. Или более творчески подойти к этой проблеме: начать сочинять – рисовать историю или сказку на листе бумаге, и опять же, если ребенок заинтересуется, предложить ему поучаствовать в сочинении-рисовании. И со временем   вашему малышу будет нравиться фантазировать и выражать свои фантазии на бумаге.

Самое главное проявите терпение и любовь к вашему чаду!

 

Читайте также:

Художественные школы в Ярославле

Проект "Детская территория" - проект о детском пространстве в доме

Куда пойти с ребенком - детская афиша

Ждем второго ребенка. Во что поиграть со старшим? Спокойные игры для детей

Как выбрать детское автокресло

Подготовка к родам | Родителям | Детский день рождения
Разработка сайта – NeonStudio, 2012